Этот текст я написал еще перед московским турниром,
но не успел опубликовать. Сейчас я изменил в нем всего одну фразу...
но не успел опубликовать. Сейчас я изменил в нем всего одну фразу...
Я думаю, что многих удивлю своим предложением. Но смею уверить, что оно вполне логично вытекает из моей позиции в вопросе о DTN.
Немного истории. Когда Ксавье первый раз пришел с идеей формирования сборной по статистическим параметрам, первый вопрос, который ему был задан на Совете, это "Как?" Совет хотел понять технологию этого отбора - какие будут этапы, кто будет вести эту статистику... При этом мы вовсе не собирались вдаваться в тонкости методики Жан-Ива и тем более ставить ее под сомнение. Мы хотели понимания, как она будет применяться в российских условиях, существенно отличающихся от французских.
Ксав начал с того, что занял жесткую позицию: я это буду делать с моей командой, независимо от вас, членов Совета. Вы мне только доверьте, а уж я сделаю. Как - не ваше дело.
Потом был долгий и достаточно конфликтный период определения позиций и переговоров. На всех этапах этого периода лично меня занимал один вопрос: "Как?" Я не был ни за, ни против - я не понимал.
Объяснения Ксавье были примерно следующими: мы отбираем кандидатов, проводим тренинг и на основании его результатов определяем сборную. А как определяются кандидаты? На основании статистики. А откуда берется эта статистика? Кто ее ведет? Как обеспечивается единство оценки?..
Самый последний разговор привел меня (как, впрочем, и Сашу Трущина, который ради него специально приехал из Питера) к убеждению: Ксав не пытается утаить от нас методику отбора кандидатов – он сам ее не понимает!
Естественно, в этих условиях мы выступили против того, чтобы отбор сборной было доверен DTN. Из 9 членов Совета тех, кто был против, пятеро. (На самом деле голосование по этому вопросу проходило дважды, только первый раз на нем отсутствовали два, пожалуй, самых непримиримых противника формирования сборной по методике DTN. Поэтому-то в проекте документа о РФП порядок принятия решений Советом прописан так, чтобы исключить подобные ситуации)
После этого проект DTN стал частной инициативой Ксавье, которая не получила официального статуса в федерации. Впрочем, как любая частная инициатива она имела право на существование. Было еще повторное обращение DTN к Совету с просьбой определить сборную в матче между победителем отбора и сборной DTN. И это предложение Совет не принял, согласившись, впрочем, на обязательный спарринг между этими двумя командами. Кто-то (но не я) воспринял это согласие как официальное признание DTN.
Наверное, этот проект очень важен для Ксавье. Ибо если ты хочешь сделать доброе дело для развития российского петанка, а тебе говорят «не надо», то человек, действительно имеющий только декларируемые цели, плюнет, повернется и уйдет. Но Ксав не плюнул, не повернулся и не ушел… Он нашел способ заинтересовать людей французской методикой (это как раз понятно, методикой лично меня заинтересовал еще Жан-Ив в 2009 году), нашел серьезный стимул для тех, кого предполагалось привлечь к отбору в «сборную DTN» - приглашение к участию в крупном турнире, которое он получил по своим каналам… Проект стартовал.
Сегодня, не дожидаясь исхода ничего не решающего спарринг-матча, настало время сделать некоторые выводы.
Вывод первый. Все то, чего мы боялись, произошло. Мы были правы в своем непонимании. Ибо 12 человек, принявших участие в финальном тренинге, были отобраны по критерию, которому в русском языке есть четкое наименование (кстати, заимствованное из французского) – ВОЛЮНТАРИЗМ. Если кто не знает, этим словом называется субъективное решение, принятое без учета объективных обстоятельств.
Все те, кто пытается уверить, что отбор был проведен на основании некоторой статистики, говорят неправду или по крайней мере выдают желаемое за действительное. Я не собираюсь умалять заслуг никого из участников тренинга, но мне очень интересно посмотреть на «статистику», по которой в четверку пойнтеров не входит шестикратный победитель рейтинговых турниров за последние три года, двукратный (действующий!) чемпион России Андрей Давыдов. И еще более интересно посмотреть на «статистику» этого года (ведь в прошлом-то она у нас не велась!), согласно которой в число лучших пойнтеров входит Виталий Бахтурин, который в этом сезоне выполняет в команде роль шутера, иногда уходя на мидл. Нет, Бах – классный пойнтер, достаточно вспомнить решающий момент субботнего финала. Но причем здесь статистика? Неужели все дело в том, что Виталий сам входит в команду DTN?
Вывод второй. Финальный тренинг, по отзывам его участников (тех, с кем я разговаривал – а разговаривал я преимущественно с противниками DTN), оценивается ими со знаком «плюс» и с точки зрения самой системы тренинга, и с точки зрения объективности его результатов. Впрочем, это не удивительно: перенести на российскую почву тренинг группы из 12 человек нетрудно; гораздо труднее организовать сбор статистики при сотне, а не сотнях тысяч игроков, без денег, на голом энтузиазме. А в том, что методика Жан-Ива хороша, повторюсь, никто не сомневался. Технологию состоявшегося тренинга я (как и мои собеседники) готовы принять на вооружение.
Вывод третий. DTN выбрала стилем своей жизни максимальную закрытость. Хорошо хоть какие-то цифровые итоги тренинга озвучены; я бы не удивился, если бы все ограничилось тем, что просто бы назвали четверку…
Спасибо тем, кто дочитал до этого места. Но пока в том, что написано, нет ничего удивительного. Так еще не вечер. Сейчас начнется…
Я предлагаю отбирать сборную 2012 года с использованием методики DTN.
Сторонники DTN, не надо оваций. Противники, не хватайтесь за тухлые яйца.
Я предлагаю провести отбор сборной в 2012 году следующим образом. На первом этапе любой лицензированный игрок вправе заявить о своем желании быть кандидатом в сборную. При этом, естественно, он заявляет о своих претензиях на роль пойнтера, мидла или шутера.
Далее формируется список из 54 кандидатов. Если на какую-то из ролей оказывается более 18 желающих, то отбираются лучшие – скажем, по рейтингу (я бы предложил отдавать предпочтение не имеющему лучший личный рейтинг, а играющему в команде, имеющей более высокий рейтинг, но это детали). Проводится 6 тренингов по методике DTN, только с участием не 4, а 6 команд. Таким образом, каждый участник пройдет тренинг дважды, с разным составом участников и обязательно на разных покрытиях.
По итогам этих тренингов будет сформирован «список 24», имеющих лучшие показатели. Естественно, что должны быть опубликованы не только итоговые цифры, но и статистика по каждому игроку, каждому матчу, чтобы никто никого не мог упрекнуть в необъективности, подтасовке и вышеназванном волюнтаризме.
Разбившись пополам, представители «списка 24» пройдут еще один тренинг, после чего отсеется еще 8 человек. Останется 16 – по 4 пойнтера и шутера и 8 мидлов (половина с уклоном в пойнт, половина в шут). При этом вполне вероятно (как это произошло в нынешнем году), что место мидла займет игрок, изначально заявлявший себя в другом качестве.
Дальше каждый из 16 игроков составит свой «рейтинг комфортности» - пожелания, с кем бы он хотел играть в одной команде. С помощью математических инструментов будут сформированы 4 команды, причем приоритет по подбору более комфортного партнера получат игроки с более высокими цифровыми показателями.
А дальше эти четыре команды сойдутся в отборочном турнире по традиционной нашей схеме. И не на цифрах, а на поляне докажут свое преимущество. Победитель и станет сборной России.
Конечно, это предварительная модель. Возможно, число кандидатов на первом этапе можно ограничить не 54, а 36 (3 по 12 или 2 по 18). Или формировать не четыре сборные для участия в отборе, а только две. Смысл предложения от этого принципиально не меняется.
Что мы выигрываем? Во-первых, мы берем на вооружение современную методику, которой, как нас уверяли, пользуется весь цивилизованный мир. Во-вторых, мы пробуем сформировать сборную из сильнейших игроков, независимо от командной принадлежности, – никто никогда не спорил, что в принципе так и надо. В-третьих, сборная определится все-таки на площадке, а не в глубинах компьютера. В-четвертых, мы сможем уйти в остальных турнирах от погони за рейтингом и чуть снять спортивное напряжение, сделав турниры более легкими.
И последнее. Да, эту систему надо вписать в наш напряженный календарь. Но у нее есть один плюс (еще один плюс): ее можно начинать зимой-весной. Под крышей. Это 30 команд нам зимой собрать негде, а 18 человек – не вопрос. Что? Тяжело без высокой параболы? Так вот здесь и проверится универсализм каждого игрока…
Вот теперь можно начинать швырять тухлые яйца.
Да, чуть не забыл о прекрасном. О женщинах. Так вот, как в том анекдоте – у птичек все то же самое. Может быть, немного попроще – с учетом того, что конкурентоспособных дам у нас меньше. А скорее всего – первый этап отбора проводить общий. Но тогда уж точно не 36 кандидатов, а 54.
Нет невыполнимой работы для человека, который не будет делать ее сам